Как создать систему социальной поддержки, которая дает доходы бюджету

28.12.2018

Пилотный проект Минсоцполитики показал, что государство может помогать малообеспеченным украинцам создавать собственный бизнес

Когда речь идет о социальной защите населения, прежде всего мы имеем в виду государственную поддержку категорий наших граждан, которые не способны обеспечить себе достойный уровень жизни самостоятельно. Очевидно, что поддержка пенсионеров, детей, инвалидов – это прямая обязанность социального государства, и целесообразно те же методы использовать для поддержки взрослых трудоспособных граждан?

В начале 2018 года в Украине более 300 тыс. семей получили государственную социальную помощь как малообеспеченные. Однако десятки миллиардов расходов для бюджета – это только дотягивания к прожиточному минимуму для каждой отдельной семьи – каждая из них получала в среднем 3,5 тысячи гривен. То есть государство, выплачивая ежемесячное пособие, способно только удерживать эти семьи на грани бедности.

Но может социальная защита обеспечить настоящее благосостояние в условиях недостатка бюджетных средств? В прошлом году Министерство социальной политики в сотрудничестве со Всемирным банком начало тихий, но смелый эксперимент, который доказал, что это возможно.

Проект «Рука допомоги»

В рамках эксперимента в трех областях – Львовской, Полтавской и Харьковской был запущен пилотный проект, который получил название «Рука допомоги». Он направлен на вполне конкретную категорию – трудоспособных, но безработных получателей социальной помощи. А именно внутренне перемещенных лиц и членов малообеспеченных семей. Главная цель – вернуть эти категории на рынок труда и побудить их к занятости.

Проблемы с трудоустройством этих категорий лежат в разных плоскостях. Это нехватка рабочих мест в сельской местности, неофициальная занятость и нежелание отказываться от социальной помощи. Поэтому проект предложил для участников три пути: трудоустройство с сохранением социальной помощи, временная занятость для сезонных рабочих и самое главное – возвратная финансовая помощь на открытие собственного дела.

Проект показал, что выбранный механизм действенный и эффективный: из 5,5 тысячи поданных заявлений на участие свыше 2 тыс. человек трудоустроены, почти тысяча приняла участие во временных оплачиваемых работах, а 243 человека начали собственное дело. Все они не только улучшили свое материальное положение, но и перешли в категорию налогоплательщиков. Поэтому Министерство социальной политики разработало законопроект, который позволит распространить механизмы, используемые пилотным проектом, на всю страну.

«Видим, что опыт пилотного проекта «Рука допомоги» доказал способность и эффективность. Очевидно, что пора его распространить на всю страну. Поэтому мы разработали соответствующий законопроект, который будем подавать в Верховную Раду, несмотря на предвыборную лихорадку. Убежден, что законопроект примут», – сказал министр социальной политики Андрей Рева во время конференции во Львове, посвященной итогам пилотного проекта.

Что именно даст законопроект? Прежде механизм предоставления возвратной финансовой помощи на открытие собственного дела, в корне отличается от всего, что до сих пор существовало в Украине.

Финансирование не предусматривает предоставления денег

«Главное, что мы сделали, – отошли от практики предоставления безвозвратной финансовой помощи человеку, который хочет заниматься предпринимательской деятельностью. Идея заключалась в том, чтобы человек написал бизнес-план, а мы могли бы приобрести необходимое оборудование и материалы, помогать в период становления. Это идея, реализованная в других странах в виде бизнес-инкубаторов», – пояснил министр.

Каждый потенциальный предприниматель должен подготовить бизнес-план – в этом ему помогают консультанты в центрах занятости. В бизнес-план должен входить перечень необходимого для начала предпринимательской деятельности оборудования и материалов. Жизнеспособность каждого проекта оценивается комиссии, созданные при областных государственных администрациях, в которые входят представители местной власти, отраслевых ассоциаций, налоговых органов, центров занятости, юристы и т. В случае положительного решения служба занятости закупает необходимое оборудование на сумму до 40 прожиточных минимумов, что в 2018 году составило почти 70 тыс. гривен. Соответственно участник получает не деньги, а средства для работы, что значительно усложняет их проедание.

Всего в течение действия пилотного проекта было предоставлено возвратной финансовой помощи на 20 млн. гривен. Из них более 1,3 миллиона уже вернулись в местные бюджеты и Пенсионный фонд в виде налогов и сборов.

Микрокредит, что со временем уменьшается, а не растет

Финансовую помощь оказывают на срок до трех лет. Возвращать нужно только разницу между суммой финпомощи и уплаченными за три года налогами и сборами. А если участник становится работодателем для двух малообеспеченных, внутренне перемещенных или участников АТО сроком не менее чем на два года, помощь становится полностью безвозвратной.

По приблизительным подсчетам, ФЛП второй группы, уплачивает минимальный единый социальный взнос, за три года платит 56,3 тыс. гривен налогов и сборов. Поэтому получив такую ​​финансовую помощь, в конце срока ему пришлось бы вернуть только 13,7 тыс. гривен.

Впрочем, практика показала, что вполне возможно ничего не возвращать. В ходе реализации проекта рекорд скорости выполнения обязательств за счет уплаты налогов составил полгода. Именно столько времени понадобилось вынужденной переселенке Марине Зенцовой, которая открыла в Харькове бизнес по продаже мебели для школ, интернатов и больниц через систему государственных закупок ProZorro.

Участники пилотного проекта активно пользовались возможностью освободиться от выплат, трудоустраивая других. Так бывшие получатели государственной помощи уже создали более 50 новых рабочих мест.

Ежеквартальный мониторинг

Семья Николая Билозерцева потеряла бизнес в Луганске – боевики разграбили цех по производству промышленных стиральных машин и сушилок. Однако предприниматель начал все сначала в Харькове. Недавно он отметил: «Чтобы восстановить цех, мы брали все гранты, которые предоставляли переселенцам, – я, жена, сын, дочь. Мы работали со многими проектами, но они просто предоставляли средства и смотрели, приобретено ли оборудование. Только менеджеры «Руки допомоги» постоянно интересуются, как идет бизнес».

Каждый предприниматель, получивший финансовую помощь, должен отчитываться перед комиссией о ведении предпринимательской деятельности и уплату налогов. Это не только дисциплинирует, но и позволяет предотвратить проблемы, присущим начинающим в бизнесе. Кроме того, консультанты предоставляют участникам помощь в режиме нон-стоп, организуют необходимые консультации, решают вместе с органами власти административные вопросы, постоянно следят за успехами и проблемами.

«Проект использует современные управленческие, консалтинговые и маркетинговые технологии, существенно усиливает его эффективность. Если человек чувствует готовность в корне изменить свою жизнь, много и тяжело работать ради этого мы готовы стать надежным партнером и помощником. Именно да – партнером, а не спонсором», – рассказала координатор пилотного проекта «Рука помощи» Инна Шинкаренко.

Детенизация

Часто социальная помощь или субсидия, привязана к оценке доходов семьи, провоцирует к сокрытию этих доходов. Однако когда сумма к погашению возвратной финансовой помощи привязана к уплате налогов – это стимулирует работать легально.

«Одним из побочных эффектов проекта, на который мы сначала и не рассчитывали, стала легализация некоторых предпринимателей. Они увидели перспективу расширения своего бизнеса с помощью проекта и согласились выйти из тени. Некоторые считают этот вопрос дискуссионным, однако, по моему мнению, это тоже большая победа проекта, ведь государство получает новых налогоплательщиков, новые легальные рабочие места, восстанавливает доверие людей к себе», – убеждена Инна Шинкаренко.

Василий Смеркло, бывший работник и производитель экологических плит для утепления домов, работал неофициально пять лет до участия в пилотном проекте. Но решил, что выгоднее легализоваться и инвестировать в техническое переоснащение и увеличить производство. Сейчас он проходит обучение в Голландии и планирует расширить ассортимент.

А столяр с Полтавщины Сергей Ходис признал, что новое немецкое оборудование позволило увеличить объем продаж втрое.

Развитие малого предпринимательства

Каждый участник, успел открыть собственное дело за период действия пилотного проекта, сделал небольшой вклад не только в бюджет, но и в развитие своей громады. В горном городке Сколе появилась первая пиццерия, в Стебнике – первый развлекательный центр для детей, парикмахерские, ателье, автомастерские, мебельные цеха открылись в десятках малых населенных пунктов.

Очевидно, что к предпринимательству нужно иметь особый талант, поэтому большинство участников стремились найти работу, а не основать бизнес. Поэтому нужны новые рабочие места. В феврале 2018 проект «Рука допомоги» предложил возвратную финансовую помощь на расширение бизнеса предприятиям при условии создания по крайней мере двух новых рабочих мест для участников проекта и ветеранов АТО. Условия почти такие же: только оборудование, материалы и уменьшения суммы к возвращению на уплаченный за новых работников единый социальный взнос.

Менее чем за год вызвалась почти сотня предприятий, львиная доля из них – это малый бизнес с небольших городов. Именно для них получение оборудования стало ощутимой поддержкой. Такие условия позволяют вывести механизм из зоны интересов бизнесменов, желающих получить бюджетные средства.

Распространение механизма

По мнению Виталия Музыченко, генерального директора директората семьи и социальной поддержки населения Минсоцполитики и одного из соавторов «Руки допомоги», пилотный проект результативный.

«Конечно, можно сказать, что создание в целом государстве 240 рабочих мест – это капля в море. Но теперь, понимая, как это работает, мы формируем новый подход – это дорогого стоит. Сегодня говорим, что проект как пилотный себя исчерпал. Его нужно внедрять во всей стране. Мы стоим на пороге того, чтобы обеспечить введение новых четких алгоритмов. Опыт, который получили три пилотных региона, следует представлять в других областях, и это также колоссальная работа, которая нас ждет. Думать, как это сделать максимально быстро, тратя минимальные ресурсы», –заверил Виталий Музыченко.

Однако значительное количество потенциальных участников только сейчас, увидев успех первопроходцев, решилась на участие в проекте. Центры занятости уже составляют списки ожидания на следующий год. Однако как оказалось, статья расходов на продолжение проекта не попала в бюджет на следующий год.

«У нас возникла проблема с финансированием – почему-то не вписали расходов на проект в госбюджет, однако, думаю, что в ближайшее время мы эту проблему решим и средства на то, чтобы продолжать работу над проектом, будет найдено», – заверил Андрей Рева.

 

Иван КОВАЛЕНКО для «Урядового курьера» 


к списку новостей

партнеры проекта