Вопросы и ответы

Кто может принять участие в пилотном проекте по выводу малообеспеченных семей и внутренне перемещенных лиц из состояния бедности?

Неработающие трудоспособные лица: члены малообеспеченных семей, которые получают государственную социальную помощь, и внутренне перемещенные лица.

Для участия в пилотном проекте они должны обратиться в структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения районной госадминистрации или исполнительного органа городского, районного в городе (в случае создания) совета по месту фактического проживания / пребывания с соответствующим заявлением и документами, подтверждающими статус таких лиц (справка о получении / неполучении государственной социальной помощи малообеспеченным семьям, справка о взятии на учет внутренне перемещенного лица).

Могут ли стать участниками пилотного проекта граждане, которые признаны нетрудоспособными в соответствии с Законом Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании"?

Нет. Участниками проекта не могут стать граждане, которые признаны нетрудоспособными в соответствии с Законом Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", в частности, лица, достигшие пенсионного возраста или признанные инвалидами, в том числе дети-инвалиды, а также лица, которые имеют право на пенсию в связи с потерей кормильца.

Для участия в пилотном проекте люди должны находиться на учете в Центре занятости, или обязательно должны быть там зарегистрированы?

Нет. Члены малообеспеченных семей, которые получают государственную социальную помощь малообеспеченным семьям, и внутренне перемещенные лица, которые изъявили желание принять участие в пилотном проекте, должны подать в структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения районной госадминистрации или исполнительного органа городского совета (органы социальной защиты населения) по месту фактического проживания / пребывания соответствующее заявление и документы, подтверждающие статус таких лиц (справка о получении / неполучении государственной социальной помощи малообеспеченным семьям, справка о взятии на учет внутренне перемещенного лица).

Указанный перечень документов является исчерпывающим и не предусматривает предоставления других сведений.

Подчеркиваем, что предпосылкой для получения членом малообеспеченной семьи государственной социальной помощи является признание такого лица, в установленном порядке, безработным и соблюдение требований законодательства о занятости в части содействия своему трудоустройству (абзац 2 ч. 1 ст. 7 Закона Украины «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям»).

Могут ли участвовать в пилотном проекте и получить беспроцентную финансовую помощь на возвратной основе для организации предпринимательской деятельности члены личного крестьянского хозяйства (ОСГ)? Надо им для этого отказываться от членства ОСГ (земельных паев)?

В соответствии со статьей 8 Закона Украины «О личном крестьянском хозяйстве» от 15.05.2003 г. № 742-IV члены личных крестьянских хозяйств признаются лицами, обеспечивающими себя работой самостоятельно и в соответствии с Законом Украины «О занятости населения» принадлежат к занятому населению при условии, что работа в этом хозяйстве для них является основной.

В частности, согласно ч. 1 ст. 4 Закона Украины «О занятости населения», к занятому населению относятся лица, работающие по найму на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством; лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно (в том числе члены личных крестьянских хозяйств);  проходят военную или альтернативную (невоенную) службу; на законных основаниях работающие за рубежом и имеющие доходы от такой занятости, а также лица, которые учатся на дневной форме в общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведениях и совмещают учебу с работой.

Следовательно, если работа в личном крестьянском хозяйстве является основной для человека, то он не может принять участие в пилотном проекте. В случае, когда человек - владелец земельного пая не обрабатывают его самостоятельно, а передал в аренду (то есть работа в личном крестьянском хозяйстве для человека не является основной), он имеет право быть участником пилотного проекта.

Может ли участвовать в пилотном проекте человек, зарегистрированный как физическое лицо предприниматель?

Да, в случае, если такой человек подтвердит факт отсутствия осуществления им систематической предпринимательской деятельности за последнее календарное полугодие, которое предшествует дню, когда он/она обращается в органы социальной защиты с заявлением об участии в пилотном проекте.

При заключении договора на поставку оборудования и материалов может быть применена предоплата? Продавец отказывается заключать договор, если средства будут поступать на счет Продавца после поставки товара в течение 1 месяца.

Может, поскольку в соответствии с п.6 Порядка бюджетные средства направляются как поточные и капитальные трансферты предприятиям (КЭКР 2610 и 3210) на предоставление беспроцентной финансовой помощи на возвратной основе членам малообеспеченных семей и внутренне перемещенным лицам, которые являются участниками пилотного проекта, путем перечисления средств поставщикам (продавцам) оборудования и материалов.

Согласно п. 7 Порядка использования и возврата средств, предусмотренных в государственном бюджете на финансовую поддержку мероприятий по привлечению к работе членов малообеспеченных семей и внутренне перемещенных лиц в условиях эксперимента областной центр занятости после проверки документов, в частности договора между участником пилотного проекта и поставщиком (продавцом ) оборудования и материалов о наличии в нем положений об ответственности сторон за невыполнение или ненадлежащее исполнение условий договора, перечисляет бюджетные средства на счета поставщиков (продавцов) оборудования и материалов не позднее чем через пять рабочих дней с даты получения документов при наличии соответствующих бюджетних средств на отдельном бюджетном счете областного центра занятости, открытом в органе Казначейства, а в случае их отсутствия - на следующий рабочий день после поступления указанных средств.

Дополнительно следует учесть, что в соответствии с абз. 2 п. 8 Порядка реализации проекта оплата расходов участника пилотного проекта на закупку оборудования и материалов для организации предпринимательской деятельности, предусмотренных его бизнес-планом, проводится областным центром занятости согласно условиям договора  между участником пилотного проекта и продавцом оборудования и материалов.

В связи с этим вопрос выбора формы проведения расчетов может быть решен в рамках договора, заключенного между участником пилотного проекта и продавцом оборудования и материалов.

Если в заявке о надобности бюджетных средств, предусмотренных в государствнном бюджете по КПКР 250150 будет указана одна цена на материалы и оборудование, а на момент, когда мы уже получим заказанные средства Продавец цену изменит, это возможно? (Пример: заключили договор, Продавец дает счет на котором указано, что срок действия этого счета 3 банковских дня, средства на наш счет поступят только через 3 недели)

Общий объем бюджетных средств, необходимых для оказания финансовой помощи, отмечается в заявке на потребность в средствах определяется после заключения четырехстороннего договора (п. 5 Порядка использования средств, предусмотренных в государственном бюджете на финансовую поддержку мероприятий по привлечению к работе членов малообеспеченных семей и внутренне перемещенных лиц в условиях эксперимента, утвержденным постановлением от 05.04.2017 г.. №224). В четырехстороннем договоре размер финансовой помощи определяется Комиссией в соответствии с ценами на оборудование и материалы, указанные в бизнес-плане участника эксперимента (п.п.1.2-1.4 Договора).

Договор между участником эксперимента и Продавцом является документом, на основании которого ОЦЗ осуществляет перечисление средств, и может заключаться после получения заказанных средств на счет ОЦЗ.

В случае изменения цены оборудования или материалов в сторону увеличения, то для осуществления перечисления средств финансовой помощи в увеличенном объеме необходимо внести изменения в:

  •  договора между участником пилотного проекта и продавцом оборудования и материлов в части определения условия о цене;
  •  четырехстороннего договора, в котором предусмотрено, что размер финансовой помощи по Договору определяется по решению Комиссии по реализации пилот ного проекта (п. 1.2 Примерной формы договора).

Нужно ли руководствоваться Планом счетов бухгалтерского учета, когда определяем перечень оборудования? Чтобы определить стоимость оборудования нужно проводить мониторинг цен? Можно закупать б / у оборудование?

Для осуществления перечисления бюджетных средств по соответствующим КЭКР необходимо определить к каким расходам (текущим или капитальным) относятся расходы на закупку оборудования и материалов.

Полномочия по мониторингу цен не предусмотрены действующими нормативно-правовыми актами. Цены должны соответствовать или быть в пределах указанных в бизнес-плане.

В договоре, который заключается между участником проекта и продавцом нужно указывать, что оборудование получает участник проекта, а плательщиком по договору является областной центр занятости?

Четкого требования относительно указания в договоре между участником проекта и продавцом условия, что оборудование получает участник проекта, а плательщиком по договору является областной центр занятости, не определено законодательством. Согласно его закрепления в договоре между участником проекта и покупателем должно происходить по договоренности сторон. В любом случае участник пилотного проекта должен сообщить покупателю, что оплата по договору будет осуществляться областным центром занятости.

Если в бизнес-плане указываются конкретные материалы и оборудование для получения финансовой помощи (с определением марки, параметров), а затем при заключении договоров с продавцом товары указанной марки отсутствуют, или цена уже не такая как в бизнес-плане? Возможна закупка материалов и оборудования с другой манкировкой и техническими характеристиками, если общая сумма финансовой помощи не будет меняться?

Закупленное оборудование должно обеспечить ведение бизнеса в соответствии с бизнес-планом. На этапе предоставления консультаций при подготовке бизнес-плана необходимо определить целесообразность указания в нем закупки конкретной марки оборудования.

Должен ли участник проекта открыть в учреждении банка расчетный счет?

Согласно п. 1.3 раздела первого Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденной постановлением Правления Нацбанка Украины от 12.11.2003 г.. № 492 с изменениями и дополнениями (далее - Инструкция № 492), предусмотрено право ( не обязанность) открытие счета для осуществления предпринимательской деятельности, в частности, «физические лица имеют право открывать счета для осуществления предпринимательской, независимой профессиональной деятельности и для собственных нужд». Исключение составляют юридические лица.

Порядок открытия банками счетов клиентов, использование средств по ним и порядок их закрытия определены Инструкцией № 492. Учитывая вышеизложенное, физическое лицо - предприниматель самостоятельно принимает решение о необходимости открытия расчетного счета.

Согласно п. 5 Порядка использования средств, предусмотренных в государственном бюджете на финансовую поддержку мероприятий по привлечению к работе членов малообеспеченных семей и внутренне перемещенных лиц в условиях эксперимента: «Областной центр занятости: после заключения четырех стороннего договора между областным, соответствующим районным, городским, городским и районным в городах центром занятости и структурным подразделением по вопросам социальной защиты населения районной госадминистрации или исполнительного органа городского совета и участником пилотного проекта, зарегистрированным как физическое лицо-предприниматель, или как учредитель юридического лица, определяет общий объем бюджетных средств, необходимых для оказания финансовой помощи, до 5 числа текущего месяца представляет Государственной службе занятости (далее - Служба) заявку о потребности в бюджетных средствах по форме утвержденной Минсоцполитики, с учетом остатка на отдельном бюджетном счете, открытом в органе Казначейства. Таким образом, Порядок ограничивает возможность подачи заявки о потребности в бюджетных средствах, то есть Областной центр занятости ждет начала месяца чтобы до 5-го числа текущего месяца прислать заявку в ГЦЗ.

Согласно п.5 Порядка общий объем бюджетных средств, необходимых для оказания финансовой помощи, отмечается в заявке о потребности в бюджетных средствах (далее - заявка), определяется на основании заключенных четырехсторонних договоров. Четырехсторонний договор заключается с участником проекта непосредственно после принятия комиссией решения о предоставлении финансовой помощи, если участник на момент принятия решения зарегистрирован как СПД, или через 10 дней после принятия решения, в течение которых участник должен зарегистрироваться как ФЛП или юридического лица. В заявке указывается перечень оборудования и материалов, закупаемых в соответствии с бизнес-планом.
Учитывая, что Порядком определен срок подачи заявки (до 5 числа текущего месяца), целесообразно определить период проведения заседания Комиссии, на котором рассматривается вопрос предоставления финансовой помощи, с учетом указанного срока и 10-дневного периода необходимого для регистрации ФЛП или юридического лица. Например, проводить такие заседания в период с 20 по 23 число каждого месяца. О таком необходимо сообщать всех желающих принять участие в проекте, в частности получить возвратную финансовую помощь на организацию предпринимательской деятельности.

Пунктом 9 постановления №224 определено, что возврат осуществляется участником пилотного проекта одним платежом по окончании трехлетнего срока с даты ее получения. Возникает вопрос, трехлетний срок считается от даты заключения договора или даты перечисления средств продавцу материалов и оборудования?

Трехлетний срок рассчитывается от даты перечисления средств.
В п. 3.3. Примерной формы четырехстороннего договора о предоставлении участникам пилотного проекта беспроцентного финансовой помощи на возвратной основе для организации предпринимательской деятельности, утвержденной Приказом Министерства социальной политики Украины от 29.03.2017 № 506, отмечается, что финансовая помощь считается предоставленной с момента перечисления Стороной 1 (областной центр занятости) денежных средств на расчетный счет продавца оборудования и материалов, необходимых для организации предпринимательской деятельности Стороны 4 (участник пилотных ого проекта) согласно разделу 2 договора.

Возможно привлечение к участию в пилотном проекте лиц, верификация в отношении которых не проводится?

Согласно действующему законодательству отсутствуют юридически правовые основания для отказа в привлечении к пилотному проекту лиц, не являющихся получателями государственной социальной помощи, и в отношении которых верификация не проводилась. Решение об участии таких лиц в пилотном проекте и способ их привлечения к работе должна принимать соответствующая Комиссия при облгосадминистрации.

Могут ли «члены личного крестьянского хозяйства», которые имеют статус и выплаты как члены малообеспеченных семей участвовать в пилотном проекте?

Согласно п. 2 Порядка реализации пилотного проекта по привлечению к работе членов малообеспеченных семей и внутренне перемещенных лиц, участниками пилотного проекта является неработающие трудоспособные лица из числа: членов малообеспеченных семей, которые получают государственную социальную помощь малообеспеченным семьям; внутренне перемещенных лиц.

В соответствии со статьей 8 Закона Украины «О личном крестьянском хозяйстве» от 15.05.2003 г.. № 742-IV члены личных крестьянских хозяйств признаются лицами, обеспечивающими себя работой самостоятельно и в соответствии с Законом Украины «О занятости населения» относятся к занятого населения при условии, что работа в этом хозяйстве для них является основной.

В частности, согласно ч. 1 ст. 4 Закона Украины «О занятости населения», к занятому населению относятся лица, работающие по найму на условиях трудового договора (контракта) или на других условиях, предусмотренных законодательством, лица, обеспечивающие себя работой самостоятельно (в том числе члены личных крестьянских хозяйств), проходящих военную или альтернативную (невоенной) службе, на законных основаниях работают за рубежом и имеющие доходы от такой занятости, а также лица, обучающиеся по дневной форме в общеобразовательных, профессионально-технических и высших на самообучающихся заведениях и совмещают учебу с работой.

Таким образом, если работа в личном крестьянском хозяйстве не является основной для гражданина, то он может принять участие в пилотном проекте.

В то же время, если работа в личном крестьянском хозяйстве является основной для гражданина, то он может приобрести статус безработного лица (быть зарегистрированным центром занятости). Для этого гражданин должен предоставить в центр занятости справку о прекращении ведения личного крестьянского хозяйства или выход из такого хозяйства, выданную сельским, поселковым или городским советом по местонахождению земельного участка (подпункт 2 п. 4 Порядка регистрации, перерегистрации безработных и ведения учета лиц, ищущих работу, утвержденного постановлением КМУ от 20.03.2013 г.. № 198).

Возможно ли совместить различные формы активизации участников пилотного проекта, например, финансовую помощь с трудоустройством или трудоустройство с общественными работами?

Согласно п.2 Порядка реализации пилотного проекта по привлечению к работе членов малообеспеченных семей и внутренне перемещенных лиц (далее Порядок реализации проекта) в заявлении лицо из числа участников пилотного проекта отмечает формы участия в пилотном проекте, выбранные им из числа указанных в пункте 3 Порядка , а именно: содействие трудоустройству, в том числе на новые рабочие места, предоставление беспроцентного финансовой помощи на возвратной основе для организации предпринимательской деятельности, предложения участия в общественных работах. В Порядке не предусмотрен выбор одной формы участия лица. Таким образом, привлечение к работе участников пилотного проекта может осуществляться с сочетанием форм их участия, если это указано в заявлении.

Нужна ли конкретизация всех видов деятельности из списка приоритетных видов деятельности, достаточно общего направления деятельности? И какова позиция Министерства по поводу возможного расширения перечня приоритетных видов деятельности при наличии определенного количества желающих начать дело в одной из сфер, которые не были определены как приоритетные?

Если участник пилотного проекта выражает желание завести дело по тому виду экономической деятельности, который отсутствует в соответствующем перечне, утвержденном распоряжением председателя областной государственной администрации, и есть объективная потребность в стимулировании этого направления экономической деятельности, то в данном случае представляется целесообразным расширить перечень видов экономической деятельности путем внесения изменений в распоряжение председателя соответствующей области.

Возможно ли привлечение участников пилотного проекта (в рамках привлечения к общественным работам) к работам временного характера, финансирование организации которых осуществляется за счет средств работодателей и иных источников, не запрещенных законодательством?

Следует отметить, что в Порядке реализации пилотного проекта по привлечению к работе членов малообеспеченных семей и внутренне перемещенных лиц, утвержденном Постановлением КМУ №1154 отмечается, что привлечение участников пилотного проекта к работе осуществляется государственной службой занятости, в частности, путем предложения участия в общественных работах (абз . 4 п. 3).
В то время как работы временного характера являются отдельным видом содействия стимулирования мотивации к труду и материальной поддержки безработных и других категорий лиц. В частности, в Законе Украины «О занятости населения» в рамках ст. 31 отдельными частями урегулированы отношения, возникающие при организации общественных работ и работ временного характера.
В то же время представляется, что участники пилотного проекта могут быть привлечены к работам временного характера, следует из следующих соображений.
Порядком реализации пилотного проекта по привлечению к работе членов мало-обеспеченных семей и внутренне перемещенных лиц предполагается, что привлечение участников пилотного проекта к работе осуществляется государственной службой занятости, в частности, путем содействия трудоустройству, в том числе на новые рабочие места (абз. 2 п. 3).
В Законе Украины «О занятости населения» к мероприятиям по содействию занятости населения отнесено обеспечение участия безработных в общественных работах и ​​других работах временного характера (п. 6 ч. 2 ст. 24).
В таком случае привлечения участников пилотного проекта к работам временного характера можно рассматривать как одну из форм содействия их трудоустройству.
При этом следует заметить, что понятие «безработный» следует понимать в значении, которое упоминается в п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона Украины «О занятости населения», а именно лица в возрасте от 15 до 70 лет, которая из-за отсутствия работы не имеет заработка или других предусмотренных законодательством доходов как источника существования, готова и способна приступить к работе.
Итак, можно сделать вывод, что участники пилотного проекта могут быть привлечены к работам временного характера и такая форма их трудоустройства не противоречит положениям Порядка реализации пилотного проекта по привлечению к работе членов малообеспеченных семей и внутренне перемещенных лиц.

Финпомощь предусмотрена только на приобретение оборудования и материалов. 1. Что входит в термин «материалы»? 2.Может ли участник проекта купить корову, бычка, саженцы, киоск и тому подобное. 3.Может ли участник купить автомобиль, бывший в употреблении? 4.Может ли быть предоставлена финпомощь на приобретение материалов под реализацию товара в будущей предпринимательской деятельности (например, для торговли). То есть, можно купить товар, а затем продавать его в магазине или расходные материалы (лаки, шампуни и т.д.) и использовать в парикмахерской?

1. В соответствии с ДСТУ 2391-94 «Система технологической документации. Термины и определения» материал - это вещество, или смесь веществ, первичный предмет труда, который используют для изготовления изделия.

Дополнительное толкования ч. 1 ст. 332 Гражданского кодекса Украины позволяет сделать вывод о том, что материал - это вещь, в результате переработки которой создается новая вещь.

Вещи могут быть потребительские и непотребительские. В частности, потребительской является вещь, которая в результате однократного ее использования уничтожается или прекращает существовать в первоначальном виде (ч. 1 ст. 185 Гражданского кодекса Украины).

Итак, средства финансовой помощи могут быть направлены на приобретение материалов (вещей) как потребительского, так непотребительского характера.

Следует также принять во внимание, что животные являются объектом гражданских прав и на них распространяется правовой режим вещи, кроме случаев, установленных законом (ч. 1 ст. 180 Гражданского кодекса Украины).

2. Участник пилотного проекта может купить корову, бычка, киоск (малые архитектурные формы).

3. Участник пилотного проекта может купить автомобиль, бывший в употреблении.

Согласно абз. 2 п. 8 Порядка реализации проекта оплата расходов участника пилотного проекта на закупку оборудования и материалов для организации предпринимательской деятельности, предусмотренных его бизнес-планом, проводится областным центром занятости согласно условиям договора, заключенного между участником пилотного проекта и продавцом оборудования и материалов.

Нормами Порядка реализации проекта не предусматривается приобретение только нового оборудования, что дает основания утверждать о возможности перечисления средств на приобретение оборудования, которое было ранее в употреблении. Однако такое намерение участника пилотного проекта должно быть отражено в его бизнес-плане.

4. Не может. Финансовая помощь предоставляется на приобретение материалов и оборудования для организации предпринимательской деятельности, а не товара (в частности, продукции для торговли: лаков, шампуней и т.п.).

Если участник пилотного проекта, в отношении которого принято решение о предоставлении финансовой помощи, теряет свой статус члена малообеспеченной семьи (прекращается выплата) на дату заседания Комиссии (второй этап) или на следующий день, имеет ли гражданин право на получение финансовой помощи?

Согласно п. 2 Порядка реализации пилотного проекта по привлечению к работе членов малообеспеченных семей и внутренне перемещенных лиц, участниками пилотного проекта являются неработающие трудоспособные лица из числа: членов малообеспеченных семей, которые получают государственную социальную помощь малообеспеченным семьям и внутренне перемещенные лица.

Ключевым условием получения финансовой помощи является заключение четырехстороннего договора о предоставлении финансовой помощи, стороной которого выступает участник пилотного проекта. И именно на момент заключения договора должен быть действующим правовой статус участника проекта в качестве члена малообеспеченной семьи или внутренне перемещенного лица.

Участник проекта открыл юр. лицо (участник проекта является одновременно директором и учредителем). Договор на поставку оборудования заключается с зарегистрированной юр. лицом или с участником проекта?

Абз.6 п. 7 Порядка реализации пилотного проекта предусмотрено, что «участникам пилотного проекта, которые не имеют статуса субъекта предпринимательской деятельности, и по которым комиссией принято решение о предоставлении им финансовой помощи, предоставляются средства финансовой помощи после государственной регистрации юридического лица или физического лица - предпринимателя». Следовательно, договоры на поставку оборудования заключаются в соответствии с юридическим лицом или физическим лицом - предпринимателем».

При каких условиях участник проекта имеет право не возвращать полученную финансовую помощь?

Финансовая помощь не возвращается, если:

сумма уплаченных в соотвествующем году налогов, сборов (обязательных платежей) и единого социального взноса превышает сумму финансовой помощи, которая должна быть возвращена за этот год;

участник пилотного проекта трудоустраивает в первый год участия в пилотном проекте не менее двух других человек и за числа членов малообеспеченных семей, внутренне перемещённых лиц или участников антитеррористической операции (по направлению базового центра занятости).

Могут ли участники проекта работать по неполной занятости или по совместительству?

Да, могут. Право на труд может быть реализовано на основе полной или неполной занятости, что указано в Законе Украины «О занятости населения». В частности, неполной признается занятость работника на условиях рабочего времени, которая меньше от предусмотренной законодательством нормы, и может устанавливаться по договору между работником и работодателем с оплатой труда пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки (п. 11 ч. 1 ст. 1).

Работодатель способствует реализации права гражданина на работу на условиях полной или неполной занятости. Одной из форм неполной занятости можно признать совместительство. Ведь в соответствии с ч. 1 ст. 102-1 Кодекса законов о труде Украины работники, работающие по совместительству, получают заработную плату за фактически выполненную работу.

Могут ли быть трудоустроены студенты дневной формы обучения?

Да, при условиях получения студентом статуса лица, ищущего работу.

Согласно норме п. 16 ч. 1 ст. 1 Закона Украины «О занятости населения» студенты в возрасте от 16 лет считаются работоспособными, но не могут считаться безработными. Однако могут зарегистрироваться в центре занятости.

Возможность получения статуса лица, ищущего работу, предусмотрена абз. 2 п. 32 Порядка регистрации, перерегистрации безработных и ведения учета лиц, ищущих работу, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 20 марта 2013 № 198.

Именно такой статус может быть предоставлен и студентам дневной формы обучения, поскольку им не может быть предоставлен статус безработного (п. 8 Порядка регистрации, перерегистрации безработных и ведения учета лиц, ищущих работу).

Могут ли быть трудоустроены пенсионеры?

Да, могут. Пенсионеры считаются работоспособными, если по состоянию здоровья способны к активной трудовой деятельности, однако не могут считаться безработными.

Трудоустройство должно осуществляться по направлению базового центра занятости. Пенсионеры должны быть зарегистрированы в базовом центре занятости в статусе лица, ищущего работу, поскольку по достижении пенсионного возраста или назначения пенсии регистрация лица в качестве безработного прекращается.

Может ли участник пилотного проекта, который уже получил финансовую помощь и имеет статус субъекта хозяйственной деятельности, получить дополнительную финансовую помощь?

Нет, не может. Финансовая помощь предоставляется единоразово.

В соответствии с пунктом 8 Порядка реализации пилотного проекта, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины № 1154 «Финансовая помощь предоставляется единоразово путем оплаты областным центром занятости по заявлению-поручению участника пилотного проекта или субъекта хозяйствования расходов на закупку оборудования и материалов для организации предпринимательской деятельности, предусмотренных его бизнес-планом».

Может ли участником проекта быть иностранец, который является членом МИД и имеет постоянный вид на жительство?

Да, может. Иностранные граждане могут участвовать в пилотном проекте на общих основаниях.

Специальным законодательством, в частности порядком реализации пилотного проекта по привлечению к работе членов малообеспеченных семей и внутренне перемещенных лиц» от 2 декабря 2015 № 1154, не предусмотрено ограничений по участию иностранных граждан в пилотном проекте.

Должны ли лица, из числа членов малообеспеченных семей и внутренне перемещенных лиц, которых трудоустраивает субъект хозяйствования, подавать в органы социальной защиты заявления на участие в пилотном проекте?

Да, должны. Пунктом 2 Порядка реализации пилотного проекта, утвержденного Постановлением КМУ от 2 декабря 2015 № 1154 предусмотрено, что «члены малообеспеченных семей, которые получают государственную социальную помощь и внутренне перемещенные лица для участия в пилотном проекте обращаются в структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения районной госадминистрации или исполнительного органа городского совета по месту фактического проживания/пребывания с соответствующим заявлением».

Возможно ли трудоустройство лиц с неполным рабочим днем (0,5 ставки) с оплатой минимального единого взноса?

Да, возможно. Порядком не предусмотрено ограничений относительно трудоустройства лиц с неполным рабочим днем с уплатой минимального единого взноса.

Должен ли субъект хозяйствования предоставить бизнес-план для получения финпомощи, или достаточно будет заявления с объяснением необходимости приобретения оборудования и материалов?

Предоставление субъектом хозяйствования бизнес-плана является обязательным.

Согласно абзацу 6 п. 6 Порядка «отбор участников пилотного проекта проводится комиссией путем рассмотрения бизнес-планов ...».

Несет ли субъект хозяйствования ответственность за увольнение первых 2-х работников, при трудоустройстве которых ему была оказана финансовая помощь?

Да, несет. В случае, если субъект хозяйствования после увольнения первых 2-х работников не трудоустраивает других лиц, это является основанием для расторжения договора и досрочного возврата финансовой помощи в полном объеме.

Прекращаются ли социальные выплаты малообеспеченным лицам, получившим финансовую помощь в рамках пилотного проекта?

Получение членом малообеспеченной семьи государственной финансовой помощи для осуществления предпринимательской деятельности не является основанием для прекращения выплаты ранее назначенной социальной помощи.

Согласно п. 25 Постановления № 250 выплата ранее назначенной социальной помощи прекращается:

  • если семьей скрыто или намеренно предоставлены недостоверные данные о ее доходах и имущественном состоянии, повлиявших на установление права на социальную помощь и определения ее размера, в результате чего были чрезмерно выплаченные средства;
  • в случае переезда семьи в другую местность и наступления обстоятельств, которые делают невозможным выплату социальной помощи (в частности, смерть одинокого лица);
  • •по заявлению уполномоченного представителя семьи.

Выплата социальной помощи лицам малообеспеченных семей, получающих финансовую помощь в рамках пилотного проекта, не может быть приостановлена ​​на время его реализации при отсутствии таких требований в законодательстве Украины.

Исключение составляют надбавка и ежемесячные компенсационные выплаты, выплачиваемые неработающим лицам по уходу за инвалидами I группы или детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, лицами, достигшими 80-летнего возраста, инвалидами I и II группы вследствие психического расстройства, которые по заключению врачебной комиссии медицинского учреждения нуждаются в постоянном постороннем уходе (абз. 4 п. 4 Постановления Кабинета Министров от 2 декабря 2015 № 1154).

Основания для прекращения выплаты государственной социальной помощи малообеспеченным семьями определены Законом Украины «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям» от 01.06.2000 г.. № 1768-III и Порядком назначения и выплаты государственной социальной помощи малообеспеченным семьям, утвержденным Постановлением Кабинета Министров Украины от 24.02.2003 г. № 250.

В какой срок субъект хозяйствования должен трудоустроить лиц?

Трудоустройство происходит после подписания договора в срок и на условиях, определенных его содержанием.

В соответствии с абзацем 9 п. 7-1 Положения условия, в частности относительно трудоустройства участников пилотного проекта, невыполнение или ненадлежащее выполнение которых может привести к разрыву его сторонами и возврата предприятием полученных им средств финансовой помощи должно быть указано в договоре с предприятием.

Может ли лицо за счет финансовой помощи оплачивать частично оборудование, стоимость которого превышает ее размер?

Частичная оплата оборудования за счет финансовой помощи возможна, в случае соответствующего решения Комиссии.

Если участник проекта осуществляет предпринимательскую деятельность по нескольким направлениям, при зачислении налогов на уменьшение суммы к возврату займа будет зачислена вся сумма налогов, или только налоги, уплаченные за деятельность по бизнес-плану?

Сумма всех налогов, сборов и единого социального взноса, которые платит ФЛП или юридическое лицо участника проекта, будет зачисляться при уменьшении суммы до возврата предоставленной финансовой помощи.

Может ли участник вместо ФЛП открыть личное подсобное хозяйство?

Для получения финансовой помощи в рамках пилотного проекта участник должен быть зарегистрирован только в качестве юридического лица или физического лица – предпринимателя.

В соответствии с абзацем 6 п. 7 Порядка реализации пилотного проекта по привлечению к работе членов малообеспеченных семей и внутренне перемещенных лиц, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 2 декабря 2015 № 1154 «участникам пилотного проекта, которые не имеют статуса субъекта предпринимательской деятельности, и по которым комиссией принято решение о предоставлении им финансовой помощи, предоставляются средства финансовой помощи после государственной регистрации юридического лица или физического лица – предпринимателя в течение десяти рабочих дней с даты получит сообщение о принятом комиссией решения».

Личное крестьянское (подсобное) хозяйство, в соответствии со статьей 1 Закона Украины «О личном крестьянском хозяйстве» «проводится без создания юридического лица». А согласно части 3 статьи 1 Закона Украины «О личном крестьянском хозяйстве» Деятельность, связанная с ведением личного крестьянского хозяйства, не относится к предпринимательской деятельности.

Возможна ли закупка за счет средств финансовой помощи торгового павильона или контейнера для осуществления торговой деятельности.

Нет, невозможна. Согласно п. 8 Порядка № 1154 «Финансовая помощь предоставляется на закупку оборудования и материалов для организации предпринимательской деятельности, предусмотренных его бизнес-планом». Павильон и контейнер (в случае, если под контейнером понимается сооружение типа павильона) не относится к категории оборудования или материалов.

Возможно ли открытие участником проекта частного предприятия вместо ФЛП?

Да, (абзац 6 п. 7 Порядка № 1154).

Трудоустройство лиц должно происходить только на вновь созданные рабочие места, или возможно трудоустройство на существующие вакансии?

Да, трудоустройство должно происходить на вновь созданные рабочие места или вакансии, которые появляются в результате приобретения соответствующего оборудования и материалов.

В соответствии с абзацем 1 п. 7-1 Порядка «для обеспечения работой участников пилотного проекта, в частности путем создания для них новых рабочих мест, финансовая помощь может предоставляться субъектам хозяйствования, которые трудоустроят не менее двух из числа лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, или лиц, уволенных с военной службы после участия в антитеррористической операции, сроком не менее чем на два года по направлению базовых центров занятости».

партнеры проекта